Профессия «строитель» от деревянного зодчества до Петровского барокко

Где и когда зародилась профессия «строитель», определить сложно. В самой простой периодизации ее появление связывают с формированием первобытных сообществ. Проще говоря, как только человек вышел из пещеры, он начал строить: сначала крышу над головой и загоны для скота, первые оборонительные укрепления и ирригационные системы, культовые и культурные сооружения, и, наконец, индустриальные объекты. Параллельно менялись и материалы: на смену дереву пришли камень, кирпич и бетон, металлы и стекло. Поэтому в разные периоды истории ценились специалисты разных профилей – кто именно и почему, разбираемся ниже.
Древнерусские мастера
Первые зодчие, а если точнее – здатели, сочетали функции архитектора, инженера-строителя и бригадира. В подчинении у них были артели или дружины, прообразы современных бригад, которые формировались вокруг княжеского двора и работали на строго определенной территории. В каждую строительную артель входили мастера, как называли на Руси любого квалифицированного ремесленника. И если в домонгольский период особо ценились столяры и плотники, то с объединением Руси вокруг Москвы с ее регулярными пожарами их потеснили каменщики.

Именно каменщики составляли ядро строительной артели. Помимо ежедневной выкладки до 7 рядов кладки, в их обязанности входили обтеска и обработка камня. Если же строительство велось из кирпича, компанию им составляли плинфотворители, а также плотники, которые возводили деревянные леса и кружала. Для неквалифицированных работ привлекались наемники, состав которых, в отличие от состава самой дружины, постоянно менялся.

Резьба по камню с использованием стамески
Строили преимущественно в смешанной технике – opus mixtum. Типичным для нее было чередование плинфы и камня на цемянке, известковом растворе с добавлением кирпича. Это придавало фасадам характерный «полосатый» вид, который периодически, чтобы не повторяться, разбавляли кладкой с утопленным рядом. Дополнительного дизайна экстерьера и не требовалось: церкви и храмы – а именно они составляли основу древнерусского зодчества – получались заметными и нарядными. Фундамент же клали на известковом растворе на деревянные лежни. В раствор добавляли цемянку или битый камень, а если их не было в достаточном количестве – песок. «Насухо», без раствора, строили редко и только там, где не было полуподвальных помещений.
Пример кладки в технике opus mixtum
О качестве работы древнерусских строительных артелей можно судить по сохранившимся до наших дней выдающимся образцам белокаменного храмового и гражданского строительства, например, Золотым Воротам во Владимире, Церкви Покрова на Нерли или Собору Святой Софии в Новгороде. Отдельного упоминания заслуживает и работа мастеров внутренней «отделки» древнерусских крестово-купольных, а затем и шатровых храмов. При оформлении пространства использовались техники фрески, то есть росписи по сырой штукатурке, и мозаики – наборных композиций из смальты, керамики или стекла, которые крепились к сводам, куполам и стенам на слой известково-цемяночного раствора. В главных храмах Древней Руси использовалось до 150 оттенков смальты, однако и интерьеры, не отличающиеся богатством красок, выглядели не менее впечатляюще – все благодаря игре света и тени, а значит, слаженной работе строителей и «декораторов».
Зодчество Русского царства
Новая единая столица, Москва, требовала монументальных строительных решений. Образцом и ориентиром выступает московский кремль, в ансамбле которого появляются первые гражданские постройки, а к крепостным стенам добавляются башни. Сами стены возводили так: каркас из восьмикилограммовых кирпичей глубиной до 115 см заполняют белым камнем с известью и обкладывают еще четырьмя рядами кирпичей.

На рубеже XV-XVI веков каменное строительство становится доступнее. Борис Годунов вводит единый стандарт кирпича – «государев», который используют в кладке крепостных стен – цепной, крестовой и тычковой. Темпы и масштабы строительства так велики, что в профессиональных кругах появляются первые чиновники – служащие Приказа каменных дел, в ведении которого находятся «всего Московского государства каменное дело и мастеры… да на Москве ж известные и кирпичные дворы и заводы». Возникает частный запрос на декор – наличники и терракотовые изразцы, а вместе с ними – мастеров с соответствующими компетенциями. Ответить на него призвано профессиональное учебное заведение при Каменном приказе, где обучают начальной архитектуре, тригонометрии, «рисованию орнаментов и барельефов и прочего, что относится до внешних и внутренних украшений».

Пример изразца
Но это – в Москве. К югу и востоку продолжается строительство деревянных укрепленных острогов, возводимых в рекордно короткие сроки – буквально за несколько дней. Устанавливается и образец типового деревянного дома: изба с горницей и холодные сени под двускатной крышей. Из материалов в приоритете ель, лиственница и сосна, которые отлично укладываются в сруб, не гниют и сохраняют тепло. А плотницкое дело переживает своеобразный ренессанс: чем дальше от Москвы, тем больше хороших «древоделов» требуется стране.
Спасская башня Илимского острога
«Имперский каприз» в строительстве
Отдельная глава в истории российского строительства связана с основанием Санкт-Петербурга. Перед градостроителями, архитекторами и рабочими стояла сложная профессиональная задача: возвести практически с нуля, в незнакомых суровых условиях, новую названную столицу России.

Землевладельцы получили строгий наказ: построить на каждом участке по «образцовому дому» – каменной постройке в один или два этажа или «мазанке» из дерева и глины на деревянном каркасе, оштукатуренной и декорированной под кирпич. Петр так спешил, так торопился увидеть свое градостроительное детище, что запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга. Все каменщики были командированы на север, где работали в несколько смен, параллельно обнаруживая новые сферы применения своих навыков – от утилитарных портовых и промышленных сооружений до площадей, рекреационных общественных зон и первых загородных дач.
Дворец Марли, Петергоф, возведен по заказу Петра I в 1720-1723 гг.
Фактически притормозив развитие жилищного строительства, император дал старт новым профессиям: мастерам свайных фундаментов, дорожного строительства и мостостроения. Город, расположенный на воде, требовал специфических навыков и особых материалов. Нева оделась в гранит далеко не сразу: изначально берега насыпали повыше и укрепляли с помощью деревянных подпорок и фашин. Чуть позже стали вбивать сваи, а между ними засыпать землю и булыжник. Эти первые набережные облицевали известняком, но решение оказалось неудачным: пористый камень пропускал воду и быстро разрушался. В итоге сошлись на граните, который привозили из карельских и выборгских каменоломен.

Параллельно шли эксперименты в мостостроении. Первые мосты были наплавными, уложенными на бревна и плашкоуты. Со временем их потеснили деревянные, а затем и каменные свайные конструкции на бревенчатых ряжах. Часть таких мостов оснастили разводными пролетами и подъемными механизмами, однако наводили их только в навигацию: невский лед мог повредить и без того ненадежную конструкцию. Постоянный мост появится в Петербурге заметно позже – вместе с чугуном.

При Петре впервые проявляют себя мастера, которых мы сегодня назвали бы проектировщиками и дизайнерами. Впервые проектирование экстерьера и интерьера осуществляется одновременно. Впервые происходит зонирование внутреннего пространства: выделяются жилые, технические и хозяйственные помещения. К числу императорских нововведений можно отнести и создание образовательных «архитектурных команд», ученики которых получали практические навыки по ремонту и реновации зданий. По мере развития профессиональных навыков их повышали до сержантов с правом проектировать и строить, и из сержантов — в гезели.
Полтора века роскоши и инноваций
Эпоха дворцовых переворотов обратила вкусы дворянства от скромных петровских «мазанок» к роскошным особнякам и дворцам. Те, кто мог позволить себе больше, предъявляли высокие требования не только к эксплуатационным особенностям зданий, но и к эстетике. Барокко и классицизм, доминирующие в первой и второй половинах XVIII века, сначала вдохновляют заказчиков на масштабные строительные проекты с обилием декора, а затем откатывают к строгим античным формам.
Фасад Екатерининского дворца в Царском Селе
Профессионалов же больше интересуют технологии и материалы. Большим подарком для них становятся изобретение цемента и парового отопления, а чуть позже – и железобетона. Дома становятся выше, стены – тоньше. Число ремесленников, способных устроить сводчатое перекрытие, снижается, а монтажников, работающих с котлами, – растет. После строительства городского водопровода, централизованное водоснабжение появляется и в московских домах. Вместе с водой поступают и заявки на услуги слесарей-сантехников, в чьи задачи входит устранение засоров и аварий, ремонт сантехники и отопительных батарей.
Водонапорная башня, г. Козельск. Монумент индустриальной архитектуры, XIX век.
Растет и престиж строительных профессий. Открывается Училище гражданских инженеров – первое специализированное высшее учебное заведение по подготовке кадров для строительства инженерных сооружений. Специальности инженера-строителя и архитектора разделяются, и в каждой звучат свои громкие имена. К отдельным специалистам в «доходном» Петербурге даже выстраиваются очереди. Впереди – самый динамичный век строительства. Но об этом – в следующей части.
Понравилась статья?
Подпишитесь и мы будем отправлять Вам раз в неделю дайджест с подборкой программ по интересующему направлению
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Made on
Tilda